Биография
Житие священномученика Серафима (Звездинского)
День памяти:
26 августа
В миру — Николай Иванович Звездинский, родился 7 апреля 1883 года. Отец — Иван Гаврилович Бонефатьев, первоначально старообрядец-беспоповец, затем присоединился к единоверию, сменил фамилию на Звездинский. Стал священником, служил во Ржеве, затем в Москве, был благочинным всех единоверческих храмов. Обладал музыкальными способностями и прекрасным голосом. Умер в 1907 году. Мать — Евдокия Васильевна Славская, дочь единоверческого священника, умерла, когда сыну было два года.
С детства Николай часто присутствовал на богослужениях. Отец приучал его любить церковную службу, храм, пение и чтение. В 1899 году окончил Заиконоспасское духовное училище (на Никольской улице в Москве), в 1905 году — Московскую духовную семинарию, в 1909 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Ещё в академии получил известность как талантливый проповедник.
Особо почитал св. Серафима Саровского. В 1902 году тяжело заболел, но выздоровел после молитвы перед образом тогда ещё не прославленного старца Серафима. После его канонизации отец Николая, священник Иван Гаврилович, написал службу преподобному Серафиму. 26 сентября 1908 года был пострижен в монашество с именем Серафим в честь Серафима Саровского.
22 октября 1908 года рукоположён во иеродиакона, 8 июля 1909 года — во иеромонаха. Являлся духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева).
С 10 декабря 1909 года — преподаватель истории церкви в Вифанской духовной семинарии.
С 21 сентября 1912 года — преподаватель гомилетики (проповедничества) и соединенных с нею предметов в Московской духовной семинарии.
С 10 июня 1914 года — архимандрит. С 14 июня 1914 года — помощник наместника Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского). Находился на этом посту до 1918 года, когда был вынужден покинуть монастырь.
В 1919 году был вызван в Москву патриархом Тихоном для рукоположения в сан епископа.
3 января 1920 года хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Во время праздничного обеда участвовавший в хиротонии митрополит Сергий (Страгородский), взяв свою столовую ложку, заметил: «Советую, владыка, запастись ложкой, придется Вам в тюрьму идти. Не забывайте этого предмета, он там будет очень нужен». А Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима, сказал: «Иди путём апостольским… Где придется пешком — пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды-по-трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры православной».
12 декабря 1922 года был арестован в Москве, вначале находился на Лубянке, потом в Бутырской тюрьме, где тяжело заболел. 30 марта 1923 года приговорен к двум годам ссылки в Зырянском крае.
В 1925 году вернулся в Москву, был сотрудником Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). В декабре 1925 года, перед своим арестом, митрополит Пётр оставил завещательное распоряжение, в котором епископ Серафим был назначен председателем Совета Преосвященных Московских викариев для временного управления Московской епархией. Однако этот орган так и не был создан.
Летом 1926 года по требованию ГПУ был вынужден уехать в Дивеево, где служил до 8 сентября 1927 года, когда был закрыт Дивеевский монастырь; 22 сентября 1927 года был арестован, две недели провёл в заключении. Затем освобождён и вызван в Москву к чекисту Е. А. Тучкову, который занимался вопросами борьбы с церковью. Тучков предложил ему сотрудничать с властями («кого будем вам посылать для посвящения — посвящайте»). От предложения Тучкова отказался и подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, которое было удовлетворено в 1928 году.
С октября 1927 года жил в городе Меленки Владимирской губернии.
23 апреля 1932 года вновь арестован, доставлен в Москву. Находился вначале на Лубянке, а затем в Бутырках. 7 июля 1932 года приговорён к трём годам ссылки в Казахстан. Ссылку отбывал в Алма-Ате, Гурьеве, Уральске (где тяжело заболел малярией). В январе 1935 года отправлен в Сибирь: в Омск, затем в Ишим, где и остался после окончания срока ссылки в мае 1935 года.
24 июня 1937 года был арестован сотрудниками НКВД. Обвинён в участии в контрреволюционной организации церковников «Истинно-православная церковь». Содержался в Ишимской и Омской тюрьмах. На трёх допросах вину не признал, на вопрос о круге знакомств ответил: «Из числа духовенства по г. Ишиму я никого не знаю. Ни с кем никогда не встречался».
23 августа 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Омской области приговорила его к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности» и в Ишиме среди верующих «слыл за святого человека». Официально было сообщено, что он был приговорён к заключению в лагерь, где, якобы, и умер.
Место захоронения Владыки установить невозможно. После окончания эпохи массовых расстрелов и, соответственно, захоронений, в 1939 году Омским горисполкомом было принято решение о закрытии кладбища, а в 1966 году – о его ликвидации. Часть территории была перепахана. В 1975 году уничтожены последние могилы; храм, закрытый с 1938 года, был снесен.
В бытность свою в Дмитрове владыка Серафим сам составил надпись, которую хотел бы видеть на кресте своей могилы: «Ныне успокоихся и обретох ослабу многу, яко преставихся от истления, и приложихся к жизни: Господи, слава Тебе».
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском соборе был канонизирован в лике новомучеников Российских.
Источник: azbyka.ru