Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий: Молитва как дело Церкви (по учению святителя Феофана Затворника)

Доклад митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия, главы Тобольской митрополии, ректора Тобольской духовной семинарии, на пленарном заседании XVII Феофановских чтений.

Сейчас мы живем в мире, где превалируют чисто материальные плотские ценности. Этот мир не имеет духовной глубины вечности, здесь есть только ширина и высота человеческих страстей и душевных привязанностей. Все это в той или иной мере ложится на душу и влияет на сердце современного христианина. Отрадно, что современное российское общество осознало, что без решения духовных проблем, без примата нравственных ценностей, без религиозного просвещения невозможно решение никаких других проблем культурного, социального или политического характера.

Тем не менее часто современный мир характеризуется деградацией личности и общества. Наука и техника прогрессируют, забирая все человеческие ресурсы, улучшается быт людей, в науке новые достижения, тогда как в духовной сфере наблюдается полный регресс. Страстная жизнь, культивируемая технократической цивилизацией, не может не отражаться самым негативным образом и на воле человека как таковой, делая её слабой, дряблой, неустойчивой в своих стремлениях, всецело подверженной руководству душевных страстных расположений.

Вместе с тем, Церковь – богочеловеческое учреждение: Божественное и человеческое вместе. Церковь в миру и над миром.

Церковь спасает мир, но она не растворяется в нем. Церковь должна возвышать мир до Себя, должна воцерковлять мир. Одним из важнейших средств спасения является молитва. О том, что такое молитва, кажется, знает всякий христианин, но дать определенное понятие термина «молитва» может далеко не каждый. Да и нужно признаться, что в кратких словах невозможно всесторонне описать такое важное и очень многогранное духовное делание, как молитва, молитву можно определить, как величайшее благо – общение человека с Богом, твари с Творцом, общения сообщающего человеку вечную жизнь и совокупность всех благ, как духовных, так и телесных.

Церковная молитва может рассматриваться с двух позиций, во- первых, как молитва всей Церкви, как Тела Христова, во-вторых, как общественная молитва в храме Божием. Та и другая позиция тесно связаны друг с другом. Ведь и молитва всей Церкви совершается не иначе, как в святом христианском храме, по установленному в Церкви чину. Поэтому, говоря о молитве общественной – церковной – следует говорить и о силе молитвы всего церковного Тела, и об общественной молитве в храме Божием.

Тело Христово, такое название Церкви очень часто встречается в Священном Писании Нового Завета. Этот термин показывает ту близость, в которую поставил Себя Христос ко всем верующим. Каждый христианин становится сотелесником Христу, и в то же время все члены Церкви являются частями-членами общего духовного организма – Тела Христова. К этому Телу принадлежат все христиане, как живые, так и отшедшие, как прославленные своей святостью, так и надеющиеся на спасение. Молитва всего Тела Церкви необыкновенно сильна, о чем ясно говорят нам слова Господни: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их». (Мф. 18, 20). В церковной молитве, совершаемой в храме Божием, христианин соединяется со всей церковью, общается со святыми и со всеми христианами вселенной. «Сие общение также тесно, – замечает святитель Феофан Затворник, – как и общение в теле, ибо едино тело есмы о Христе (Рим. 12, 4-5). Так как члены Святой Церкви делятся на две степени, одни уже перешли из сей жизни, упокоены в царствии небесном и составляют Церковь торжествующую, другие еще пребывают на земле, стремятся только достигнуть того состояния – в борьбе и составляют Церковь воинствующую; то и общение у христиан одно с членами Церкви торжествующими на небе, а другое с членами Церкви, на земле пребывающими и воинствующими».

От молитвы общественной в общении со всем Телом Христовым – Церковью, христианин получает великое благо. Он чествует святых Божиих, как старших братьев, и получает от них великую помощь, как прошедших путь ко спасению, ставших своими Богу и сильными по благодати помогать оставшимся на земле христианам. Для получения помощи от святых необходимо прибегать к их ходатайству и воздавать им чествование по уставу Святой Церкви. По отношению к членам Церкви, которые отошли ко Господу в надежде жизни вечной, христианин должен являть всяческую любовь, и эта любовь в первую очередь проявляется в церковной молитве.

Главное в такой молитве, как замечает святитель Феофан, «бескровная жертва»[1],[2], то есть совершение за них как за членов Церкви евхаристического приношения. Относительно членов Церкви, живущих в настоящее время, молитва христианина заключается в любовном поминовении каждого из братьев-христиан и стремлении иметь полное единодушие со всеми верными по учению Церкви Христовой. Ведь члены Церкви состоят в живом союзе, по которому все происходящее во всем теле отражается в каждом члене и, наоборот, состояние каждого члена отражается в целом составе[3].
Молитва Церкви как Тела Христова необыкновенно сильна: «История представляет поразительные опыты силы общей молитвы во все времена. Целая Церковь всегда испрашивала помощь у Господа, прогоняла язвы, поражала врагов, низводила дождь или заключала небо, когда предстояла Богу с епископом, всем клиром и народом. Посему Апостол и обязывает не оставлять собрания, не чуждаться его (Евр. 10, 25), из опасения лишиться помощи, которую подает взаимное подкрепление»[4].
Местом общественной молитвы в православной Церкви является храм Божий, в котором совершаются все церковные службы. В храме все проникнуто воспоминанием о Боге, о вечной жизни, поэтому молитва здесь совершается так легко, как нигде в другом месте. В храме все направлено на возбуждение молитвенного духа христианина, и пение, и чтение, и священнодействия, и церковная живопись. Храм Божий, по мнению святителя Феофана, есть училище «Божественной премудрости – Здесь все учит: истины Божии предлагаются в чтении Слова Божия, песнях церковных и в поучениях; истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма; – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаемую здесь премудрость, единую истинную»[5]. Храмовое богослужение учит христианина правильно молиться, правильно веровать и правильно жить, церковные молитвы содержат в себе все необходимые для спасения истины христианства.

Вся жизнь христианина проходит под благодатным воздействием церковной молитвы. В храме христианин постоянно приобщается благодати Божией, приступает к Святым таинствам. Начинает обновленную жизнь в Крещении, принимает Благодать Святого Духа в Миропомазании, спешит врачевать отступления от обетов святого Крещения в таинстве Покаяния, часто (по возможности) причащается Святых Тайн, с должным приготовлением и очищением совести, и хранит благодать Святого Причастия. В храме же в церковной молитве совершаются таинства Брака и Елеосвящения. Кроме того, Церковь Божия в ежедневных богослужениях призывает благодать на всех предстоящих и молящихся. Освящает храмовая молитва и все прочие, самые обычные проявления жизни христианина, чтобы все что ни делает он делал во славу Божию.

Как пишет святитель Феофан Затворник: «Есть потребности и нужды душевные: надобно учиться? Благословись; учение не принимается? Приими молитву; скорбь и тоска томят сердце? Прибегни к положенному пению…Есть потребности и нужды телесные: нужен сон, но сон бежит? Прибегни к церкви; нужен дом? И основание его и его самого освяти…хлеб нужен? И семя, и всход, и гумно освяти; плоды ли новые или новую пищу вкушать начинаешь, освяти. И вообще все, что только касается человека, что внутрь входит должно быть освящено».

Если человек не станет трудиться и взыскивать благодати спасающей, — писал святитель Феофан, – то и «она не станет одна действовать в нас против воли нашей».[6],[7] Достижение духовной жизни или возвращение духовной жизни человеку – есть цель домостроительства Божия на земле. Богообщение через стяжание благодати, есть единственный путь восстановления падшего естества, духовная жизнь есть жизнь естественная для человека, она есть то единое на потребу, ради дарования которого Бог сошёл на землю и восприял крестную смерть. Это есть цель земного бытия человека, она есть образ и существо нашего спасения и немыслима вне Церкви, глубоко укоренена в церковности.


[1]   Феофан Затворник, свт. Начертания Христианского Нравоучения. Издание Свято- Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 427.
[2] Феофан Затворник, свт. Начертания Христианского Нравоучения. С. 431.
[3] Там же. С. 434.
[4] Там же. С. 420.
[5] Феофан Затворник, свт. Книга о стяжании духовных добродетелей. О храме Божием. М., 1995. С.314.
[6] Феофан Затворник, свт. Начертания…Указ.соч. С. 424.
[7] Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. — Л., 1991. — с. 104.

Источник: Издательский совет Русской Православной Церкви