В Издательском совете прошла всероссийская научно-практическая конференция молодых богословов по исследованию русского святоотеческого наследия
24 января 2023 года в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в Издательском совете Русской Православной Церкви под председательством главы Издательского совета, председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, митрополита Калужского и Боровского Климента в очно-дистанционном формате прошла всероссийская научно-практическая конференция молодых богословов по исследованию русского святоотеческого наследия «Святитель Феофан и русское богословское наследие XIX–XX вв».
Перед началом конференции в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого Издательского совета был совершен молебен святителю Феофану.
Пленарное заседание открылось вступительным словом и докладом председателя Издательского совета, доктора исторических наук митрополита Калужского и Боровского Климента. Глава Издательского совета представил собравшимся пятый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». В этот том вошли материалы, относящиеся к 1879–1888 гг., немалую часть которых составляет частная переписка. В книге широко представлена литературно-издательская и миссионерская деятельность святителя.
Затем к участникам конференции обратился митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Он подчеркнул важность масштабных трудов по изданию творений святителя Феофана и изучению его жизни и выразил надежду, что такая исследовательская работа будет иметь продолжение в изучении творений других святых.
Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий посвятил свой доклад сотериологическому аспекту проповедей святителя Феофана Тамбовского периода.
Руководитель аспирантуры Московской духовной академии игумен Дионисий Шленов рассказал собравшимся о толковании Святителем Феофаном евангельского места о засохшей смоковнице в контексте святоотеческой традиции.
В центре выступления настоятеля Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря, кандидата исторических наук игумена Луки (Степанова) было понятие времени в трудах святителя. Игумен Лука подчеркнул линейность, а не круговращение времени в трудах святителя Феофана.
И.о. заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Екатеринодарской семинарии, клирик Свято-Троицкого собора г. Краснодара иерей Андрей Кретов представил доклад «Эортологический аспект учения святителя Феофана Затворника: праздник Богоявления».
Эксперт Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, член Историко-родословного общества (г. Москва), Русского генеалогического общества (г. Санкт-Петербург) А.Е. Лукьянова выступила с докладом и презентаций «Макринов – неизвестный племянник свт. Феофана». Собравшимся был представлен целый ряд фотографий, дающих представление о том, как выглядели родственники святителя Феофана, а также даны сведения об их семьях и роде деятельности.
Преподаватель Сретенской духовной академии, кандидат богословия иеромонах Платон (Кудласевич) в своем докладе основное внимание уделил особенностям изложения учения о Богоматери в трудах русских богословов XIX века.
Мероприятие продолжилось выступлением руководителя сектора научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского совета иерея Стефана Даниленко. Он представил результаты работы по атрибутации нескольких корреспондентов святителя Феофана.
Студент 2 курса магистратуры Калужской духовной семинарии Олег Исаков выступил с научным сообщением: «Духовное состояние человека, находящегося во власти греха, в эпистолярном наследии святителя Феофана Затворника».
Далее магистр теологии иерей Александр Пятеров представил доклад с презентацией «Осмысление таинства Евхаристии в русской богословской литературе второй половины XIX– начала XX века: лингвокультурологический аспект».
Старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, магистр теологии иерей Михаил Сибгатуллин: посвятил свое выступление вкладу святителя Феофана в кенотическое богословие протоиерея Сергия Булгакова.
После перерыва работа конференции продолжилась. Были представлены следующие доклады:
Преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, доктор филологических наук В.В. Каширина: «Передовые статьи святителя Феофана в журнале «Домашняя беседа» за 1872—1873 гг.: к истории создания».
Научный сотрудник Центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ, доцент богословского факультета ПСТГУ, кандидат богословия иерей Алексей Черный: «Исповедь и духовное руководство» в наследии святителя Феофана Затворника».
Насельник монастыря Свято-Косьминская пустынь Серовской епархии, соискатель степени кандидата богословия при аспирантуре ПСТГУ иеромонах Иов (Салиулин): «Некоторые вопросы относительно церковной рецепции духовного опыта известного русского исихаста прп. Василиска Сибирского».
Младший научный сотрудник научного центра истории богословия и богословского образования диакон Евгений Лютько: «Святитель Феофан и жанр “духовных писем”».
Научный сотрудник сектора теоретического языкознания Института Языкознания РАН, кандидат филологических наук, кандидат богословия Г.В. Дьяченко: «Референциальные аспекты святоотеческой гносеологии».
Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии, настоятель храма Архистратига Божия Михаила г. Краснодара иерей Евгений Игнатов: «Святитель Иннокентий Иркутский – учитель святителя Феофана Затворника».
Студент 1 курса магистратуры Николо-Угрешской православной духовной семинарии Дмитрий Рогожин: «Богословские воззрения святителя Феофана Затворника на природу ангелов и человеческой души».
Студент 2 курса Екатеринодарской духовной семинарии Сергей Старостенко: «Святоотеческий контекст гимна безмолвию и молчанию монаха Исайи (в переводе святителя Феофана Затворника)».
Студент 1 курса Сретенской духовной академии Михаил Метелкин: «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Обзор, влияние, оценка».