Состоялась Филаретовская секция Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ

В понедельник 2 декабря 2024 года прошла Филаретовская секция Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ, организованная Научным центром истории богословия и богословского образования. В этом году работа секции проходила на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве.

Перед началом секции состоялась Божественная Литургия в храме святителей Московских, которую возглавил декан богословского факультета протоиерей Павел Хондзинский, ему сослужили сотрудники Центра в священном сане.

Тематика секции – «”Ангельский собор” и “человеческий род”: сакральное и секулярное в истории русского монашества», была связана с рядом юбилейных дат в истории русского монашества (300-летие «Объявления о монашестве» Петра I, 300 лет со дня рождения свт. Тихона Задонского и 125 лет со дня рождения архим. Киприана (Керна)), поэтому основное внимание было обращено на представителей монашества русской традиции, их взгляды как на жизнь общества, так и на собственное служение.

Конференция была поделена на три тематических части: в первой были рассмотрены взгляды Оптинских старцев на монашеский образ жизни и их роль в развитии приходского душепопечения во второй половине XIX в. и начала XX в. Завершал первую часть секции доклад, посвященный богословскому наследию о. Киприана (Керна).

В докладе научного сотрудника иер. Алексея Черного «Старцы Оптиной Пустыни и приходское душепопечение» был сделан анализ взглядов Оптинских старцев на служение приходских священников. В частности, рассматривалась ситуация, когда миряне в поиске духовного руководства обращались как к монашествующим – старцам, так и своим приходским священникам, которые должны были знать своих прихожан значительно лучше, чем монашествующие в незнакомом монастыре. Автор представил и проанализировал взгляд старцев Оптиной пустыни на описанную ситуацию.

В докладе Николая Александровича Ванифатьева, младшего научного сотрудника, «Монашество в представлении Оптинских старцев» была предпринята попытка реконструкции рассуждений Оптинских старцев о монашеском служении, в основе которых была идея равенства как монашествующих, так и мирян в духовной жизни, поскольку евангельское учение было дано «обще всем». Докладчик отметил, что формирование взглядов оптинских старцев о монашестве происходило на фоне трансформации религиозного, культурного и социального контекста в России, что не могло не отразиться во взглядах старцев Оптиной пустыни. Изменения в обществе требовали «переосмысления» монашеского служения. Поэтому одним из важных положений в представлениях Оптинских старцев о монашестве, как считает автор, была идея «внутреннего монашества», которая раскрывалась в акценте не на аскетические практики, а на «внутренние добродетели» и, в частности, выработку смиренного устроения.

В завершающем первую часть докладе Артема Владиславовича Малышева, младшего научного сотрудника Центра, «Евхаристическая или кенотическая? Идея жертвы в богословском наследии архим. Киприана (Керна)» были сопоставлены богословские взгляды архим. Киприана и прот. Сергия Булгакова в области Евхаристии и кенозиса. Автор пришел к выводу о том, что отец Киприан в теоретических аспектах своего ехваристического богословия развил кенотическо-евахристическое учение прот. Сергия Булгакова. Симпатия к последнему со стороны архим. Киприана, с точки зрения докладчика, объясняется общей для них направленностью и чувствительностью к мистическому богословию.

После небольшого перерыва секция была продолжена двумя докладами, в фокусе которых было богословское и духовное наследие свт. Феофана Затворника.

Прот. Павел Хондзинский в своем докладе «Концепт “общество” в наследии свт. Феофана Затворника» показал, что идеал церковно-государственного единства святитель Феофан усматривал скорее в «прошлом», а не в «будущем», так же как и корень проблем он видел не в несовершенстве устроения современных для него церковно-государственных отношений, а в оскудении духовной жизни. Таким образом, для святителя Феофана основой жизни всякого церковного общества была внутренняя духовная жизнь во Христе. При этом автор подчеркнул, что свт. Феофан не высказывается насчет того, каким образом должны выстраиваться церковно-государственные отношения. Анализируя экклесиологические рассуждения свт. Феофана, отец Павел отметил, что он, вероятно, впервые в русской традиции приходит к идее о том, что в совершении Евхаристии священник со своей общиной репрезентирует собой всю полноту Церкви.

В докладе иерея Михаила Дочии, аспиранта Сретенской академии, «Воображение в духовной жизни христианина на примерах исихастской традиции и духовных упражнений святителя Феофана Затворника» рассматривались особенности использования человеческого воображения, а также ставился вопрос о том, насколько воображение допустимо в духовной жизни православного христианина. Анализ вопросов автор осуществлял на примерах исихастской традиции умного делания и духовных упражнений свт. Феофана Затворника. В первом примере по традиции умного делания рассматривался средневековый трактат «О трех образах внимания и молитвы» псевдо-Симеона Нового Богослова и его осмысление представителями русской исихастской традиции уже XIX века, святителями Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником. И средневековый автор, и святые отцы XIX в. однозначно говорят о недопустимости воображения в деле молитвы, которое (воображение) способно привести христианина к духовному повреждению. Однако, как отметил автор, если в деле молитвы мы видим однозначный запрет отцов исихастов, то в других духовных упражнениях воображение допускается.

Вторая часть конференции завершилась презентацией нового 21 выпуска «Филаретовского альманаха», который в ближайшее время будет также опубликован в электронной версии. Заместитель главного редактора альманаха диакон Евгений Лютько отметил, что с этого года «Филаретовский альманах» будет выходить четыре раза в год. Кроме того, в альманах включена новая рубрика «Русское богословие: исследования и материалы», которая раньше была локализована в отдельном одноименном журнале. В нынешнем 21 выпуске эта рубрика представлена материалом, подготовленным Н. Ю. Суховой, в котором автор расшифровала письма Н. М. Дроздова к А. М. Беляеву с 1872 по 1912 г., снабдила их комментариями и вступительной статьей.

Третья часть секции охватила четыре доклада, посвященные свт. Филарету Московскому.

В докладе епископа Леонида (Толмачева), правящего архиерея Искитимской епархии, аспиранта ОЦАД, «Монашеское устроение архимандрита Леонида (Кавелина) в его общении и переписке со святителем Московским Филаретом» была реконструирована история встреч архим. Леонида (Кавелина) с митр. Филаретом (Дроздовым), а также проанализирована их переписка. Первая встреча произошла еще в 1840-х гг. Именно Московский святитель благословил будущего архим. Леонида на монашество в Оптинской обители. Следующие встречи о. Леонида с митр. Филаретом происходили по благословению старца Макария Оптинского в рамках издательской деятельности Оптиной пустыни, а также по вопросам, связанным с Иерусалимской миссией. В письмах к свт. Филарету о. Леонид сравнивал русские и афонские монастыри, а в более поздней переписке излагал желание удалиться на Афон.

Наталья Александровна Мамлина в докладе «Вспомогательные пособия для изучающих Катихизис свт. Филарета, составленные свящ. Иоанном Жиловым в начале XX в.» показала на примере вспомогательных пособий к филаретовскому Катихизису, как он был реципирован в начале XX в. Докладчик рассмотрела две книги, составленные законоучителем свящ. Иоанном Жиловым «Перевод на русский язык и объяснение текстов Священного Писания, находящихся в “Пространном Христианском Катихизисе Православныя Кафолическия восточныя Церкви”» и «Православно-христианское Катихизическое учение, изложенное по руководству Пространнаго Христианскаго Катихизиса Православныя, Кафолическия, Восточныя Церкви». Первая из этих книг представляет особый интерес с точки зрения перевода ветхозаветных цитат, использованных в Катихизисе. Во второй книге было обращено особое внимание на стиль повествования. Как отмечает автор, перерабатывая Катихизис в 1827 и 1839 гг., свт. Филарет нарочито архаизировал текст. Сравнив первую редакцию филаретовского Катихизиса 1823 г., и с итоговой редакцией, и с текстом «Катихизического учения…», докладчик показала самые яркие примеры правки, которые говорят о том, что о. Иоанн во многом возвращал стиль текста в исходное состояние 1823 г., а также о том, что он при этом не использовал текст первой редакции Катихизиса.

Доклад Михаила Михайловича Бернацкого, к. филол. наук, научного сотрудника ЛИЦИ ПСТГУ, научного редактора альманаха «Богословские труды», «Святитель Филарет (Дроздов) и реформа формуляра антиминса» был посвящен эволюции формуляра надписания антиминсов в Русской Православной Церкви с XVII по XIX век. Особое внимание уделяется введению  в 1722 году канцелярской формулы об освящении антиминсов «Повелением» императора, отражающей синодальную реформу Петра I и новый формат церковно-государственных отношений. Спустя почти полтора века формула вызвала критику, поскольку могла интерпретироваться как подчинение священнодействий государственной власти. В 1863 году директор Синодальной типографии Н. П. Гиляров-Платонов в своей записке от 23 октября обратился к исследованию формуляров надписаний антиминсов на материале собрания Патриаршей ризницы. Он критиковал двусмысленность выражений формуляра и настаивал на возвращении к формам XVII века. Свт. Филарет (Дроздов) его поддержал и выступил с инициативой заменить формулу на «при державе благочестивейшего Государя», что исключало трактовку надписания в духе зависимости сакраментальной жизни Церкви от государственной власти. Его предложения были поддержаны Святейшим Синодом и реализованы в печати.

В заключительном докладе Любови Альфредовны Карелиной «Восприятие идей и конкретных положений свт. Филарета (Дроздова) в наследии прот. Александра Горского» были представлены примеры того, как прот. Александр Горский в своих лекционных курсах по церковной истории и догматическим дисциплинам включает высказывания свт. Филарета Московского в свои тексты, разрабатывает его идеи и реализует поставленные им задачи.

Источник: https://pstgu.ru/news/sostoyalas_filaretovskaya_sektsiya_ezhegodnoy_bogoslovskoy_konferentsii_pstgu/