Игумен Дионисий (Шлёнов) Круг святоотеческого чтения, рекомендованный свт. Феофаном в катехизических целях: на примере свт. Иоанна Златоуста

«Слышу, что вы думаете и книг себе накупить, и завести библиотеку.
Это дело очень доброе; 
 от книг большая будет поддержка
училищам вашим; они послужат к продолжению учения и на дому.
Вот тогда позаботьтесь избрать книги  все хорошие,
а в числе их и таких купите, в которых обличается раскол»
2.

«Посмотрите, сколько написал св. Златоуст. У него 13 томов немалых,
и в числе писаний его наибольшая часть посвящена толкованию Писания»
3.

Аннотация: В докладе был проанализирован список книг, рекомендованных свт. Феофаном для благочиннических библиотек Тамбовской епархии указом от 10 ноября 1860 г. Среди 11 авторов все представители аскетической традиции Православия за исключением первого — святителя Иоанна Златоуста. Возникает вопрос: почему именно свт. Иоанн Златоуст оказывается первым рекомендованным автором. В ответ описывается отношение свт. Феофана к наследию свт. Иоанна Златоуста и к нему лично как учителю молитвы. Тем самым, с точки зрения самого свт. Феофана, свт. Иоанн Златоуст — учитель аскетики и молитвы. Обращение к чтению экзегетических произведений свт. Иоанна Златоуста только усиливает общий подход к нему как к аскетическому писателю. Общность аскетического подхода свт. Иоанна и свт. Феофана подверждается экзегезой стиха Еф. 5, 14 («встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос»), который толковался ими в аскетическом смысле как призыв вступить на путь избежания греха, достижения добродетели и обожения. Доклад имеет и практическое значение — показать, насколько важно аскетическое чтение для формирования пастыря как проповедника и катехизатора.

Ваше Высокопреосвященство, ваши Преосвященства, дорогие слушатели и участники конференции, которая проходит в новом необычном формате! Но и этот формат по-особому настраивает на чтение и любомудрие. Тема моего доклада: «Круг святоотеческого чтения, рекомендованный святителем Феофаном в катехизических целях на примере святителя Иоанна Златоустого».

Святитель Феофан, великий подвижник, великий духовный писатель, нами больше воспринимается как затворник, как своеобразный созерцатель с акцентом на практику, как великий богослов, вышедший из затвора. Но мы также прекрасно осведомлены о его духовном служении в качестве архипастыря Тамбовской епархии, потом Владимирской — и шире о его общественном служении, когда он заботился о создании приходских библиотек. Это прекрасно отражено в феофановской Летописи, изданной Издательским советом, в письмах святителя Феофана и в его разных трудах. В данном докладе будет попытка обозначить круг святоотеческого чтения, который святитель Феофан рекомендует для приходских, а точнее сказать, для благочиннических библиотек в период своего служения на Тамбовской кафедре Тамбовской епархии

В качестве эпиграфа к этому докладу выбраны слова святителя Феофана: «Слышу, что вы думаете и книг себе накупить, и завести библиотеку. Это дело очень доброе: от книг большая будет поддержка училищам вашим, они послужат к продолжению учения и на дому» 4. И вот ещё один эпиграф: «Посмотрите, сколько написал св. Златоуст. У него 13 томов немалых, и в числе писаний его наибольшая часть посвящена толкованию Писания»5. Мы знаем, что святитель Феофан побывал на христианском Востоке. Вернувшись оттуда и проникнувшись идеалом высоких проповедников, он начинает побуждать духовенство сначала Тамбовской, потом Владимирской епархии не просто к литургической проповеди, а к проповеди внелитургической. Он побуждает духовенство не только повторять чужие проповеди, пусть написанные самыми высокими святыми лицами, но и самим становиться такими святыми проповедниками, самим создавать духовную литературу: «В короткое время мы получим том проповедей по всем темам и по всем направлениям христианского учения, мы получим пространный катехизис и целую систему»6. Но оказалось, что священники далеко не все были способны к творческой работе, потому все чаще и чаще звучит лейтмотивом, что тот, кто не может, особенно во Владимирской епархии, пусть больше ориентируется на святоотеческое чтение и занимается пересказом святых отцов. В своём творчестве духовенство должно было ориентироваться на святителя Иоанна Златоуста и святителя Тихона Задонского. Это два святых отца: один представитель византийской греческой традиции, другой — представитель русской духовной традиции.

Возникает вопрос состава святоотеческих творений, которые должны были войти в благочинническую библиотеку. Десятого ноября 1860 года в Летописи был опубликован пространный Указ Тамбовской духовной консистории об учреждении благочиннических библиотек с детальным перечнем состава благочиннических библиотек. Привожу из этого указа только то, что непосредственно относится к святоотеческому чтению: «(В благочиннические библиотеки) должны войти собрания творений святых отцов, собрания Слов и Поучений святоотеческих проповедников»7. И дальше святитель Феофан предлагает конкретный список, который начинается с экзегетических, по преимуществу, трудов святителя Иоанна Златоуста, за ним следует корпус Макария Египетского, Лествица Иоанна Лествичника и душеполезные поучения святого Дорофея, Вопросы и ответы преподобного Варсонофия и Иоанна, духовные назидательные творения Марка Подвижника, Исайи Отшельника, а также творения, которые имеют характер агиографический и духовно назидательный, и потому, естественно, занимают последнее место в этом перечне как творения, в которых имеет место и бытовая историческая сторона, историческое описание жизни тех или иных подвижников.

«г) по мере также возможности выписывать каждогодно понемногу и отдельно издаваемые отеческие писания, именно: св. Златоуста «Беседы на Евангелие от Матфея», на Послания к Римлянам, к Коринфянам, к Галатам, к Филипписеям, письма к Олимпиаде, Макария Египетского, Иоанна Лествичника, св. Дорофея, Варсонофия и Иоанна, Марка подвижника, Исайи отшельника, «Лавсаик», «Лимонарь», «Историю боголюбцев», «Достопамятные сказания». К ним надо присовокупить писания св. Димитрия Ростовского, святителя Тихона Воронежского, Четью-Минею;»8.

Творения святых отцов занимают в перечне Феофана Затворника первое место. Во Владимирских епархиальных ведомостях также отражается аналогичная деятельность святителя Феофана в вверенной ему епархии9. И там он призывает внимательно читать творения того или иного отца Церкви и расширять богословские познания, следить за духовной литературой.

В Указе Тамбовской духовной консистории от десятого ноября 1860 года10 на первом месте упоминаются экзегетические труды святителя Иоанна Златоуста и отдельно его творение аскетического характера «Письма к Олимпиаде», за которым идут исключительно аскетические труды других св. отцов. Этот список аскетических трудов святитель Феофан Затворник предлагает в благочиннические библиотеки как основополагающие для деятельности проповедников и катехизаторов. Тем самым, в основу духовной проповеди полагается аскетика, именно аскетика. Возникает вопрос: «Как связан с этим аскетическим уклоном данного перечня святитель Златоуст, если аскетическими из указанных его трудов можно назвать только “Письма к Олимпиаде”, а остальные труды святителя Иоанна Златоуста — это экзегетические труды?»

Я постараюсь ответить на этот вопрос, но предварительно скажу, что если мы откроем книгу современного богослова Жана-Клода Ларше «Исцеление духовных недугов»11, посмотрим современный свод святоотеческой аскетики, то очень часто там встречаются именно экзегетические труды Иоанна Златоуста. Златоустовская экзегеза, оказывается, способна преподать аскетические уроки. Творения Иоанна Златоуста святитель Феофан Затворник рекомендовал в отдельных переводах, которые делались в «Христианском чтении» ещё до переводов Петербургской духовной академии. Возможно, он опирался на недавно вышедшие отдельные издания патрологии Миня, тома с 47-го по 64-й. Винсант Депре, автор известного труда по истории монашества и аскетики «История монашества до Эфесского собора», перечисляет памятники, которые в той же определённой методологической последовательности перечисляются святителем Феофаном: после Макарьевского корпуса следует «Лествица» Иоанна Лествичника, далее — душеполезные поучения Дорофея Газского и другие подвижники, в частности «Вопросы и ответы преподобного Варсонофия и Иоанна».

Из писем святителя Феофана известно, что владыка дарил своим чадам и адресатам творения святителя Иоанна Златоуста. Он рекомендует эти творения для новоначальных. «Какие книги советовать новоначальным? — пишет Феофан Затворник в письмах, — Какие общедоступные, таковы святой Иоанн Златоуст, Ефрем Сириянин, авва Дорофей, святитель Тихон»12. Мы видим, что для новоначальных он рекомендует свт. Иоанна Златоуста. Такая рекомендация не указывает вовсе на то, что творения Иоанна Златоуста слишком просты, слишком неглубоки. Нет, творения святителя Иоанна очень глубоки, очень духовны. Они нужны на всех этапах духовной жизни, но в силу особой простоты, особой легкости, можно сказать, особой искусности Златоустого святителя, они легко могут быть усвоены даже новоначальными. Святитель Феофан понимал недостаточность переводов Иоанна Златоуста в «Христианском чтении», в других журналах и сборниках и пишет: «Переводы требуют пересмотра». В его словах: «Говорите и от лица себя, и от лица многих желающих иметь всего святого Златоуста. Было бы это дело достойное владыки»13, по сути дела, содержится духовное благословение и даже пророчество, потому что святитель Феофан высказывает это пожелание до издания корпуса Иоанна Златоуста. Тем самым он благословляет огромное начинание, которое будет совершено в последующую эпоху. Он предлагает также пересказывать святителя Иоанна Златоуста: «Читайте отцов, паче Златоуста, и, усвоив его мысли, изложите их своею речью, но в той же простоте и живости. Вот и статья!»14.

Святитель Феофан Затворник сравнивал святителя Василия Великого со святителем Иоанном Златоустом15, и это сравнение оказывалось в пользу Златоустого святителя, потому что у него больше сердечности и убеждения при простоте речи. Обратим внимание на одну интересную деталь, на один лейтмотив. Если мы с вами начнем искать в письмах свт. Феофана упоминания Иоанна Златоуста, то среди множества упоминаний девяносто процентов и более будут посвящены молитвенному правилу из вечерних молитв. Вот несколько примеров:

«Можно на правиле молиться коротенькими молитовками святого Златоуста, что стоят в ряду молитв на сон, произнося каждую 5, 10, 15 и более раз»16.

«В кратких молитовках, не забыл их и святитель Златоуст указать: избави меня от неведения, забвения, уныния и окамененного нечувствия»17.

«Шепчите моё правильце, оно не моё, а св. Златоуста. Оно подаёт много мыслей возбудительных и охранительных. Но когда одна мысль о Господе займет, тогда с нею и оставаться можно и лучше. И вкушайте сей сладости, как только возможность иметь будете. Погружайтесь во смирение!»18

Мы видим с вами, что святитель Феофан воспринимает святителя Иоанна Златоуста как учителя молитвы. И действительно когда святитель Феофан будет заниматься составлением сборника о молитве, то он будет учитывать сочинения Иоанна Златоуста. «Но надо ещё из св. Златоуста выбрать, но леность! Экое горе!»19

Такое отношение к святителю Златоусту как к учителю молитвы привело святителя Феофана к мысли включить святителя Иоанна Златоуста в состав русского Добротолюбия. Надо сказать, что это требует дальнейшего уяснения и изыскания, исходя из рукописного наследия святителя Феофана и рукописного корпуса русского Добротолюбия. Как правило, на это не обращают внимания. А он предполагал включить во второй том Добротолюбия каппадокийских отцов и святителя Иоанна Златоуста. Святитель Феофан пишет: «Взять из св. Ефрема, Исаака Сирина, из Варсонофия, из св. Златоуста, из Нила»20. Если знать, что он воспринимал святителя Златоуста как учителя молитвы и как духовного наставника, что ясно показывается его отношением к вечернему правилу и той важностью, которую он придавал в этом правиле молитвам святителя Иоанна Златоуста, то становится понятно стремление святителя Феофана поместить Иоанна Златоуста в состав русского Добротолюбия. Оно совсем неслучайно, хотя не было реализовано.

Этот проект остался не осуществленным, но в 70-е годы в период затвора святитель Феофан создает сборник святоотеческих наставлений «О молитве и трезвении» (и также один из вариантов этого названия «О трезвении молитвы»), и в этот сборник помещаются творения Иоанна Златоуста. Таким образом, мысль о Златоусте как о наставнике в молитве в духовном творчестве свт. Феофана периода Вышенского уединения и затвора была реализована.

Святитель Феофан предлагал включить в благочиннические библиотеки экзегетические труды св. Иоанна Златоуста, а именно экзегезу помимо толкования евангелия от Матфея и толкования на апостола Павла. Например, говоря о Первом послании к коринфянам апостола Павла с его словами о теле, душевном и духовном, святитель Феофан Затворник ссылается на экзегезу святителя Иоанна Златоуста21. Для него святитель Иоанн Златоуст — экзегет Священного Писания, представитель и хранитель Священного Предания. Себя святитель Феофан мыслит скромно: он резюмирует толкования святых отцов, а святые отцы имеют особый авторитет в силу того, что они хранят апостольское предание. К хранителям апостольского предания, к древнейшим экзегетам он относил св. Иоанна Златоуста и блаженного Феодорита — питомцев четвёртого века по живой характеристике святителя Феофана: «Берётесь читать святого Петра Дамаскина и св. Исаака Сирина. Добре! Я бы вам вот что посоветовал: повторите Симеона Нового Богослова, одну первую часть. Затем прочитайте книги о трезвении и молитве — Златоуста, Исихия, Филофея Синайского. Тут и Исаак»22. Святитель Иоанн Златоуст встраивается в аскетическую систему святителя Феофана Затворника как представитель глубокого исихастского направления в молитвенном делании.

В 1866 году обсуждалась книга, которая будет издана позже — сборник переводов святоотеческих писаний с эпиграфом из послания к Ефесянам апостола Павла: «Восстань и воскресни из мертвых и освятит тя Христос!»23. Этот сборник начинался с писаний святителя Тихона Задонского, а затем (так пишет сам святитель Феофан Затворник во вступлении к этому сборнику) следуют писания св. Ефрема Сирина, святителя Иоанна Златоуста и Василия Великого. Святитель Иоанн Златоуст вроде бы не на первом месте, но эпиграф из послания апостола Павла отсутствует в корпусе Ефрема Сирина, но присутствует у св. Иоанна Златоуста. И сам сборник начинается, по сути, со Златоустовской экзегезы. Замечательный стих: «встань, спящий, и воскресни из мертвых и осветит тебя Христос» (Еф. 5, 14) свт. Иоанн Златоуст толкует четыре раза. Первый раз — в толковании на евангелие от Матфея, где он предлагает более богословскую, нежели аскетическую экзегезу, понимая данный стих как относящийся к состоянию блаженства, к уделу праведников в будущем веке.

Но три толкования Иоанна Златоуста на данный стих из Послания к Ефесянам имеют именно аскетический смысл. Например, в первом — говорится о помрачённом состоянии, которое преодолевается приобретением духовного света: «спящий и мертвый, тот кто пребывает во грехах. От него исходит зловоние, как от мертвого, и он является бездеятельным, как спящий и ничего не видит, но впадает в фантазии»24. В толковании данного стиха в трёх случаях у св. Иоанна Златоуста догматическое толкование уступает место аскетическому, подчёркивающему необходимость праведной жизни и исправления себя. «Отступи от греха и ты сможешь увидеть Христа»25. Эти экзегезы Иоанна Златоуста исключительно аскетические и тем оказываются близки сборнику святоотеческого чтения «Встани и стань», который также начинается с экзегезы слова «восстань…» — «восстани и иди на делание, на которое призвал тебя Господь… восстани, пора идти на дело Господне, пора каяться, пора трудиться в деле спасения».

Итак, в качестве выводов данного доклада предлагаются следующие:

  • Круг святоотеческого чтения для благочиннической библиотеки, очевидно, был аскетическим.

  • Первым в ряду этого чтения был святитель Иоанн Златоуст — один из любимых авторов святителя Феофана Затворника, который неслучайно поставил его на первое место. Этот выбор был обоснован в письмах святителя Феофана.

  • Для аскетики святителя Феофана Иоанн Златоуст был важен как учитель молитвы. Это подтверждается постоянным обращением к молитвенному правилу св. Иоанна Златоуста, попыткой включить Иоанна Златоуста в Добротолюбие, а также интеграцией его писаний о молитве в два аскетических сборника — наследия святителя Феофана Затворника.

  • Экзегетическое наследие святителя Иоанна Златоуста — ценный источник в постижении христианского аскетического учения. В этом святитель Феофан предваряет аналогичные подходы современных систематизаторов и систематизаторов аскетики.

  • На примере стиха к Ефесянам 5,14 видно, что экзегетические подходы древнего святителя Иоанна Златоуста и более современного новорусского святителя Феофана совпадают. И тот, и другой видят в Еф. 5,14, по преимуществу, аскетический призыв. Поднятие ото сна — это не столько воскресение в посмертной участи, сколько воскресение при жизни от греховного сна.

  • Желание св. Феофана поместить св. Иоанна Златоуста в состав Добротолюбия требует особого внимания будущего исследователя. Его усилия по интеграции св. Иоанна Златоуста в филокалийный состав — тема отдельного исследования.

Благодарю за внимание!

Сокращения

АРПМА Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне

ВЕВ Владимирские епархиальные ведомости

ГАТО Государственный архив Тамбовской области

ДБ Домашняя беседа

ДЧ Душеполезное чтение

1 Доклад на «Всероссийской научно-практической конференции», посвящённой наследию свт. Феофана, Затворника Вышенского. 25 января 2021 г.

2 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869. С. 357.

3 Начало мая. В журнале «Душеполезное чтение» опубликована статья епископа Феофана «О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников» (О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников // Душеполезное чтение. 1876. Ч. II. № 5. Май. С. 3–21).

4 Феофан (Говоров), еп. Владимирский и Суздальский. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. С. 357.

5 Начало мая. См. статью епископа Феофана: О нашем долге держаться перевода 70-ти толковников // Душеполезное чтение. 1876. Ч. II. № 5. Май. С. 3–21.

6 Записка о духовных школах (1859) // АРПМА. Фонд свт. Феофана (Говорова). Оп. 24. Д. 39. Ед. хр. 4009. Л. 1–12 (Летопись. Т. 2. С. 69).

7 Из указа Тамбовской духовной консистории об учреждении благочиннических библиотек, принятого по предложениям еп. Феофана (10 ноября 1860 г.) // ГАТО. Ф. 186. Оп. 66. Ед. хр. 78. Л. 116–118 об. (Летопись. Т. 2. С. 235).

8 ГАТО. Ф. 186. Оп. 66. Ед. хр. 78. Л. 116–118 об.

9 ВЕВ. 1865. № 18, 15 сент. Офиц. С. 976–977.

10 ГАТО. Ф. 186. Оп. 66. Ед. хр. 78. Л. 116–118 об.

11 Ларше Ж. К. Исцеление духовных недугов. Санкт-Петербург: Изд-во Московской духовной академии, 2018. 768 с.

11 932. Разъяснение духовнику о помедлении разрешением, слышимых некими голосах, книгах для новоначальных и утомлении. К истории молитвы Иисусовой 14 мар. 1893 г. (Здесь и далее нумерация писем по изданию: Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Поучения: собрание писем. М., 2007).

13 8 января 1879. Письмо епископа Феофана к Н. В. Елагину. СПб. ДВ. 1899. № 33. С. 385–386; Собрание писем. Вып. VII. С. 115–116.

14 9 февраля 1875 (летопись) ДЧ. 1910. Ч. 1. Январь. С. 118–119.

15 660. О сочинениях св. Василия и Иоанна Златоустого. Наши идолы (страсти).
16 113. О средствах борьбы с духом охлаждения и ответы на разные вопросы по благочестию 28 октября и 1 ноября 1893 г.

17 190. О духовном охлаждении и избавлении от него. 22 октября 1888 года.
18 531. После благодатных посещений надо быть готовым к встрече скорбей и искушений. Как быть неразвлеченною при хлопотах. О правиле из Св. Златоуста и поклонах
31 июля 1891 г.

19 405. По поводу объявленной Турецкой войны и о своих текущих делах 28 апреля 1877 г.

20 11 августа 1875. Письмо епископа Феофана к Н. В. Елагину. СПб ДВ. 1898 № 35. С. 614–615; Собрание писем. Вып. VII. С. 61–64.

21 745. Опасно разболевшейся наставление о молитве, пище и поклонах. Магнетизм, гомеопатия и спиритизм. Тело душевное и тело духовное.

22 1031. О благоустройстве внутренней храмины… 26 октября 1888 г.

23 Востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос. Еф. V, 14: Собрание святоотеческих писаний, направленных к пробуждению человека от сна греховного для бодрствования о Христе. 2-е изд. св. горы Афонской. Санкт-Петербург, 1871. [2], VI, 200 с.

24 Johannes Chrysostomus. In epistulam ad Ephesios (homiliae 1–24) // PG. 62. Col. 122:39–44.

25 Johannes Chrysostomus. In epistulam ad Ephesios (homiliae 1-24) // PG. 62. Col. 122:44–47.

См. также: Johannes Chrysostomus. In epistulam ad Ephesios (homiliae 1–24) //  PG. 62. Col. 122:51–55.

Источник:https://andreevsky-monastery.ru/blog/detail/krug-svyatootecheskogo-chteniya/