Жгун Петр Борисович Новые аспекты в переписке между Нямецкой Лаврой и Поляноворонским монастырем на рубеже XVIII–XIX веков, посвященной апологии умной молитвы
Настоящая статья продолжает серию статей, посвященных изучению литературной деятельности учеников прп. Паисия и публикации некоторых их самостоятельных произведений.
Св. Паисий (Величковский), знаменитый наставник монашества и учитель умного делания, на протяжении жизни всегда стоял на страже верного святоотеческого учения, оберегая свое братство от возможных уклонений в ереси. Его труды, посвященные защите умной молитвы, широко известны в православном мире и рассмотрены в ряде научных работ.
В статье мы коснемся только посланий, которыми обменивались руководители паисиевской и Поляноворонской общин[1] в последнее десятилетие XVIII и начале XIX веков. Данные документы хорошо иллюстрируют претензии некоторых монашествующих к тем из собратьев, кто занимался умной молитвой, и представляют интерес, на наш взгляд, для дальнейшего изучения источников этих претензий.
Корпус, включающий переписку св. Паисия с братией Поляноворонской обители и примыкающее к ней произведение, подтверждающее значение умного делания — «Оглавление преподобных и богоносных отец наших, о святей и священней молитве умней, то есть умом в сердце совершаемой, написавших», известен в аскетической литературе. Первым рассматриваемые сочинения опубликовал российский исследователь А. И. Яцимирский, в фонде имени которого в Библиотеке Академии наук России хранится рукописный автограф послания св. Паисия[2] и «Оглавления…»[3]. По неизвестным нам причинам последнее произведение опубликовано не полностью, а в кратком пересказе[4]. Полностью оно опубликовано лишь в настоящее время[5].
Итак, в рассматриваемых произведениях главным образом обсуждается довольно важный аспект православной аскетики, а именно умная, или Иисусова, молитва. Считая последнюю необходимым основанием правильно устроенной иноческой жизни, прп. Паисий уже во время Святогорского периода устроения своего братства внедряет ее как важнейшую часть делания, что отражается уже в первом дошедшем до нас послании этого периода. Речь идет о послании св. Паисия монаху Афанасию Молдованину, славянский текст которой только готовится к изданию[6]. Отметим, что в целом основной темой данного послания является спор об уставе[7].
И в следующий, Молдо-Влахийский период в первой обители, называемой Драгомирна, старец пишет пространные главы, посвященные умной молитве, которые являлись в некотором роде ответом «некоему суетоумному Философу монаху», проживавшему на Украине, в Мошенских горах[8]. Можно проследить упоминания Иисусовой молитвы и в других сочинениях св. Паисия, но это не является целью данной работы. Как было сказано выше, нас интересует одно из последних посланий, в котором Нямецкий архимандрит выступил в защиту умной молитвы, и следующая за этим полемика, продолжившаяся уже после его кончины.
Содержание этих произведений, связанных с прошением Поляноворонской братии и их игумена, прекрасно описано исследователем О. А. Родионовым[9], поэтому мы весьма кратко остановимся на данном корпусе. Он включает в себя, во-первых, «Доношение» от собора братий обители своему начальнику, иеромонаху Агафону.
Надо отметить, что нам неизвестен оригинал текстов, предваряющих послание св. Паисия Агафону[10]. В рукописи БАН 13.1.24 само послание написано рукой Паисия, а предшествующие тексты — рукой его ученика, схим. Платона. Так как в рукописях эти тексты имеют незначительные различия[11], можно предположить, что изначально текст был написан на молдавском языке. Причем список в рукописи монастыря Рыла, сделанный иерод. Тимофеем, имеет оригинальную подпись самого иеромон. Агафона[12], однако в нем нет подписей братии, перечисленных в списке Платона[13].
Итак, интересно, что в братском тексте содержится некоторая угроза: в случае, если иеросхим. Агафон не примет жалобы, монахи оставляют за собой право обратиться и в другие места! Также представляется важным, что авторы Доношения ссылаются на авторитет архим. Паисия в духовных вопросах, известный их настоятелю. Сам Агафон, как мы уже сказали, приписывает к Доношению пространно свою подпись[14]. Также он отдельно пишет от себя св. Паисию дополнительное послание, в котором кратко повторяет содержание Доношения. Нам представляется, что это в некотором роде оправдание, связанное с тем, что уже известный случай нестроения, ради которого был послан из Нямецкой обители духовник иеросхим. Иакинф, не был решен.
Любопытно, что, судя по тексту Доношения, написанному с учетом слов самого «еретика», Феопемпта, распространение особенного учения об умной молитве началось более 30 лет назад и происходило от Мошенских гор (территория Российской империи, в Украине). Представляется возможным, что Феопемпт намекает на некоторое славянское влияние, не всеми желаемое в молдавских обителях, и, возможно, на самого схим. Василия Поляномерульского, который основал в то время несколько скитов в Молдо-Влахии и был уже известным наставником монашества[15]. Для разбирательства по поводу его учения он был приглашен на собор в 1749 г. в Бухарест, где была засвидетельствована православность этого учения патриархами Антиохийским, Александрийским и Иерусалимским, находившимися тогда в Валахии[16]. Любопытно, что и Феопемпт в своем объяснении позиции также упоминает первое место, где произошли споры об умной молитве, то же, что и старец Паисий (Величковский) в послании архим. Феодосию (Маслову), рассказывая о еретике Философе, утопившем в реке Тясмин смущающие, по его мнению, монахов книги об умной молитве. Время появления ереси также совпадает: 30 лет назад от 1793 г., как указывает Феопемпт, это как раз 1763 г., когда св. Паисий с братством прибыл в Молдо-Влахию и узнал об этом происшествии, которое впоследствии и описал в послании Феодосию. Как следует из Доношения братии Поляноворонского монастыря и послании их игумена Агафона обвинение, выдвинутое Феопемптом, по их мнению, затрагивало и Нямецкую обитель, бросая тень на братство Нямца и Секула. Ведь св. Паисий имел большой авторитет в близлежащих румынских обителях в том числе и как спостник и ученик прп. Василия. Продолжение такого наставничества имело место и после кончины Паисия[17], как это следует из публикуемого ниже послания архим. Софрония, управлявшего братством после св. Паисия.
Доношение Поляноворонской братии написано 17 июня 1793 г., а Агафон написал Паисию уже 19 июня. Ответ от старца написан незамедлительно, 23 июня 1793 г. Очевидно, что такой непростой труд, как Оглавление написан позже, именно 17 августа того же года, но тоже довольно быстро. Нам представляется, что еще отправляя для умирения обители духовника Иакинфа, прп. Паисий замышлял свой труд в поддержку практики умной молитвы в целом и для помощи Поляноворонскому братству в частности. 26 августа того же года Агафон собственноручно расписывается в копии переписки с полученным Оглавлением[18].
Остановимся кратко на обнаруженных фактах из биографии иером. Агафона. Из записей в рукописях мы узнаем, что схииеродиакон Тимофей, переписчик паисиевского скриптория, пребывал некоторое время в Поляноворонской обители и переписал для нее рукопись с исправленным переводом слов св. Григория Синаита[19]. Из записи в рукописи «Рая» свв. Каллиста и Игнатия[20] на л. 138 об., мы узнаем дату смерти Агафона, а также дату его пострига: «1796 года как монахом стал 36 год иеросхимонах Агафон преставися 1796 году октября 25 дня началник Воронский»; «Иеромонах Агафон прожил в монашестве тридцать шесть лет. Умер в 1796 году, 25 октября».
То, что Агафон являлся спостником и давним знакомцем свв. Паисия и Василия свидетельствуется в рукописи БАНР, написанной в 1742 г.[21]. Она содержит старые переводы прпп. Григория Синаита, Исихия Пресвитера, Филофея Синаита и Нила Сорского — ровно тех отцов, к произведениям которым позже старец Василий составил свои предисловия[22]. Поздняя владельческая запись говорит о принадлежности рукописи старцу Агафону из монастыря Ворона[23].
Исследование подписи иером. Агафона на обрезанном поле рукописи БМР 4/20 показало, что Агафон именует себя «Веннецi(…)», что оставляет вопрос неясным, является ли он уроженцем г. Вены или славянином, выходцем из Венецианской Далмации, как, например, другой ученик старца Паисия, архим. Симеон (Ивкович). Также запись Агафона подтверждает, что в его управлении, помимо обители Поляноворонской Рождества Богородицы, был еще и близлежащий Мынзацкий скит Усекновения главы св. Иоанна Предтечи[24].
Считаем важным отметить и то, что рассказ св. Паисия о хулившем умную молитву монахе Философе, приведенный в письме к Феодосию, обнаружен нами выписанным и отдельно, в единственном известном подобном отрывке в сборнике сочинений нямецкого старца, составленном после его кончины[25]. Текст озаглавлен «Изъявление, о хулнице на молитву монасе Философе. Выписано из слова писаннаго Старцем Архимандритом Паисием, ко Архимандриту Старцу Феодосию в Россию, о любви, и о книгах отеческих рукописных, переведенных с греческаго языка»[26]. Появление такого текста свидетельствует о том, что споры по поводу умной молитвы не прекращались и после преставления св. Паисия.
Далее рассмотрим историю продолжения нестроений в Поляноворонском монастыре, отраженную в единственном тексте из рукописи Рыльского архива: БМР 3/29[27].
В начале XIX в. в обители снова появился насельник, который сформировал свои оригинальные религиозные взгляды, частично отраженные в приводимом ниже документе. Здесь мы публикуем в приложении послание архимандрита Софрония из Нямецкой лавры, направленное иеромонаху Иоаникию, начальнику Поляноворонского монастыря.
На свободных полях, на которых записано это послание, находятся заметки, содержащие в себе основные тезисы учения новоявленного еретика. Однако, к сожалению, поля обрезаны, возможно, теми, кто опасался негативного влияния этих писаний на читающих их иноков. Тем не менее мы попытались восстановить основное содержание этого дополнительного текста. Итак, Даниил, отшельник, живший около упомянутой обители, имел свой взгляд на начало человеческой истории, на грехопадение прародителей. Рассматривая повествование о творении человека, он отвергает общепринятые святоотеческие толкования, перечисляя отцов, с которыми он не согласен, в числе коих святители Василий Великий, Григорий (вероятно, Богослов), Иоанн Златоуст, прп. Макарий Египетский. Далее он излагает свое мнение о деятельности диавола, выступая его апологетом и утверждая, что последний помогает подвизающимся аскетам, делая их труд более искусным, бывает им ходатаем спасения «он бо их искушает, он их поощряет, он (…) прилоги своими аки остны, да не ленятся, да подвизаются на добродетель»[28]. «Зде явленно Даниилова ересь и хула, анафема (последнее слово повторено трижды, а продолжение записи обрезано)»[29].
Таким образом, он основывается не на святых отцах, а на своей «философии», довольно оригинальной, раз он считал, что диавол промыслительно действует, заставляя искушениями монахов становиться более совершенными! Ниже, на л. 7, содержится и резюме писца этих строк: «…отшелник Даниил от крайняго безумия своего пишет, что лгут (от прос)тоты и неразумия своего, называющий диавола поостряющим человека и что сего горее, увы прелести окаяннаго сего». Сам Даниил, рясофорный монах, пришел в Поляноворонскую обитель еще при жизни св. Паисия и жил там некоторое время, пока не ушел от критики собратий в отшельничество. Причем свои взгляды отшельник изложил в некоторой рукописи, принесенной в собор Поляноворонских отцов, как это становится понятным из текста послания архим. Софрония. Как и следовало ожидать, автор был сочтен монахами находящимся в духовной прелести. Так же, как и Паисий в случае с посланием Агафону, Софроний видит мирный исход проблемы — изоляцию еретика от братии «с любовию», то есть без рукоприкладства и, так сказать, штрафных санкций. Для архим. Софрония явно, что в духе паисиевского учения, немыслимо управление братством без соотнесения со святоотеческими толкованиями. Крайне любопытным представляется нам и упоминание в приводимом послании возможной стигматизации у Даниила, являющего монахам некие «ручные буквы», что уже само по себе в православном богословии расценивается как заблуждение.
Ниже приводим целиком послание архимандрита Софрония Нямецкого от 27 июля 1803 г. по рукописи БМР 3/29[30].
Всечестный господине отче Иоанникие иеромонаше, началниче святыя Поляноворонския обители со всею о Христе братиею, спасайтеся о Господе.
Честный отец Генадий иеросхимонах, пришедший из скита вашего Вороны в монастырь наш Нямец принес ведения ради сочинение, написанное Даниилом отшелником. Прочетши же мы оное, зело соболезновали сердцем о сем, что враг душ наших диавол, первый изобретатель злобы, от начала и доселе не престает изобретая себе сосуды, ныне уже не вовся явнии. Аще бо бы явным образом, то возможно бы было и сохранитися от них. Но под видом аки бы благочестиваго и святаго жития, внутрь же як видится, со всем подручни ему, и [л. 6 об.] самым им неразумевающим сего. Яко вместо света, приняли тму и вместо действия благодати Божия, действует в них прелесть сатанинская. Сие же страждут за безсоветие и яко уповают только на свой лживый разум. От таковых есть, якоже и от сочинения его, всем ведущим добре Писание возможно познати и сей Даниил мнимый отшелник, самою же вещию лживый прелестник, сожаления и плача разумным достойный.
Сей бо Даниил, еще за жизни блаженныя памяти отца нашего Паисия, пришед в наше общежитие, пострижен негде в рософор и принят быв в послушание и прежив некое время, пребыв отнюд в непокорении не точию духовным отцем, но ниже самому старцеви, прелстися еще в монастире нашем. [л. 7] (Пи)сания растлевает и от неведущих добре писания, скрывает и аки бы повеленное ему от Бога дело сие и пастырем со властию повелевает и букви некия, показанныя ему аки бы от Бога, на руках являет. Не уразуме бо окаянный доселе от Божественнаго Писания сего, что Бог, Создатель души и тела человеческаго и так болше утверждается на букви ручныя, нежели на Божественное Писание. Увы прелести суемудрца сего![31] Сие же все деет от гордости сатанинския, бесу его тако научающу, и прочая вся нелепая и юродивая его списания. И к концу же своих списаний, сам о себе объявляет, колико он от бесов страждет. Сие же попущением Божиим за гордость ему. Он же вся та от безумия и помраченнаго ума своего в мученичество [л. 7 об.] себе вменяет.
Того ради разсудили мы, да не на болшее зло распространится сия его безумная прелесть, извещаем и молим вашу святыню и всех, идеже бы могли обретатися его писания и учения. И аще бы кто оныя получил, то без всякаго сумнения огню оныя предавати и отнюд никаковаго от него слова и совета имати[32] и ни единаго сообщения с ним имети. И вся богопротивная его писания отметати, держащеся преподобных и богоносных отец наших учения. И на уведение всему братству, в церкви сие прочитати и в прочия места, идеже слышится его учение, преписавши сие извещение наше, передавати. Дабы Божиею благодатию, от таковаго новаго безумнаго и неслыханнаго и учению Святей Церкве и святых отец писанию, противнаго [л. 8] его писания, всех отвести и сохранити, за что и вы приимете от Господа мзду, аки споспешники спасению прочиим душам, и яко да пребудет житие ваше тихо, мирно, без всякаго смущения во славу Божию и во спасение душ ваших, егоже всеусердне всем вам желая, пребываю,
Святыни вашей и всей о Христе братии во всяком деле блазе совершеннаго предуспеяния всеусерднейший желатель. Святых и честных монастырей Святовознесенскаго Нямецкаго и Предтечева Секулскаго, старец и архимандрит Софроний со всею о Христе братиею. 1803-го года, 27 июля.
Список сокращений
РГБ – Российская Государственная Библиотека, Россия
БАН – Библиотека Российской Академии Наук, Россия
БММ – Библиотека митрополии Молдовы и Сучавы, Румыния
БАНР – Библиотека Академии Наук Румынии
БМР – Библиотека монастыря Рила, Болгария
БМН – Библиотека монастыря Нямц, Румыния
[1] Речь не только о прп. Паисии, но и об архим. Софронии, управлявшим братством в 1794–1799 и 1803–1805 гг. Также надо иметь в виду, что после смерти адресата паисиевского послания, игумена Агафона, обителью Поляна Ворона управлял иеромонах Иоанникий.
[2] БАН 13.1.24, л. 4-6 об.
[3] БАН 13.1.24, л. 7-14.
[4] Яцимирский А. И. (изд.) Послание старца Паисия Величковского к братии Пояноворонской обители (в Буковине) по поводу учения монаха Феопемпта, хулившего умную молитву, — 1793 года // ЧОИДР. 1899. Вып. 2. С. 6–12.
[5] Родионов О. А. Забытый памятник исихастской книжности XVІІІ в. С. 134–145.
[6] См. Рильский монастырь (Национальный музей «Рильский монастырь. Библиотека»), рукопись 5.25 (Монах Паисий (Величковский). Ответ иером. Афанасию Молдаванину // Прп. Паисий (Величковский). Полемика с Афанасием. М. (в печати)), л. 3, 9, 18.
[7] См.: Брискина-Мюллер Анна. Спор об уставе между Паисием Величковским и Афанасием Молдаванином. Страница истории Афона и паисианского братства // Афонское наследие. 2017. 5–6. С. 256–285.
[8] Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения / Подг. слав. текста, предисловий и описания рукописей П. Б. Жгун, М. А. Жгун. Серпухов, 2016. С. 337–375.
[9] Афон в истории и культуре Христианского Востока и России. Каптеревские чтения — 14. Сборник статей / Отв. ред. Н. П. Чеснокова / М.: ИВИ РАН — 2016. С. 125-133.
[10] На сегодня известны следующие славянские списки, содержащие доношение братии Поляноворонской обители, просьба от их собора к старцу Паисию, два его ответа и «Оглавление»: БАН 13.1.24, автограф св. Паисия, БМР 4/20, писец иеросхим. Тимофей, БММ 117, писцы схим. Климент и схим. Платон, БАНР 380, писец схим. Митрофан, НАРМ 2119.2.22, писец схим. Платон. И варианты без доношений из Поляноворонского монастыря: БМН 75, писец схим. Митрофан, БМН 202.
[11] Например, при сравнении с рукописью БМР 4/20. л. 114-117 об.
[12] Там же, л. 115.
[13] БАН 13.1.24. л. 1 об.
[14] «Я такоже со всеми вышеподписавшимися отцы согласен стати противу безстудному хулению вышепомянутаго иеромонаха Феопемпта, в том на сем же доношении и подписуюся. Святыя Поляноворонския обители началник Агафон иеросхимонах». БАН, 13.1.24. л. 2.
[15] Скончался 25 апреля 1767 г.
[16] Православная энциклопедия, том VII, с. 215.
[17] Скончался 15 ноября 1794 г.
[18] См. БМР 4/20, л. 138.
[19] См. БАНР 387, л. 2.
[20] БАНР 561.
[21] См. БАНР 600.
[22] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве. Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва, 1892. С. 72-164.
[23] См. БАНР 600, запись на припереплетных листах.
[24] См. БМР 4/20, л. 138: «Сия же книга копия, переписанная из подленной грамати его святыне отца архимандрита старца Паисия, сущую же ми у себе удержали, у скиту Поляне Вороне, в Молдовлахии, у храма Пресвятыя Богородицы, в том недостойний собственною моею рукою и подписуюся на сему. Святих Поляноворонской и Мынзацкой обытелей началник Агафон иеросхимонах Веннец(…) со всею о Христе братиею. 1793 ав(густа) 26».
[25] БММ 117 л. 206-207 об.
[26] Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения / Подг. слав. текста, предисловий и описания рукописей П. Б. Жгун, М. А. Жгун. Серпухов, 2016, с. 337-375.
[27] л. 6-8.
[28] л. 7.
[29] л. 7 об.
[30] л. 6-8.
[31] Здесь в рукописи сноска на пространную запись на полях о сути учения Даниила. К сожалению, этот текст частично урезан, как упомянуто выше, возможно, при сшивании сборника и переплетении, а может быть, и из опасения, чтобы не вышло от прочтения текста, смущения монахам.
[32] Слово дописано на полях.
Источник:https://bogoslov.ru/article/6197036